Необходимость произвести ремонт гидроаккумулятора может возникнуть даже при выборе надёжных и долговечных моделей. Следует тщательно разобраться с характеристиками такого устройства, с его техническими особенностями и правилами обращения.

Как работает гидроаккумулятор
Этот момент позволяет чётко представить, как и при каких условиях устройство выходит из строя. Принцип действия прибора основан на разности давлений воды и воздуха:
- внутрь камеры загоняют воду;
- жидкость давит на эластичный материал;
- пространство для газа уменьшается, тот вынужденно уплотняется;
- ответное давление выталкивает водную массу наружу;
- как только достигнут критический напор, специальный датчик инициирует запуск насоса (параметры работы регулятора задаются на производстве или устанавливаются самим потребителем).
Наиболее слабым звеном является мембрана, на которую воздействуют механические импульсы сразу с двух сторон. Но проблемы могут возникнуть и в автоматике гидробака, и в трубах, и даже в насосе. Наконец, бывают случаи, когда течёт корпус накопителя.
Диагностика проблем и неисправностей
Поскольку обшая схема проста и предусмотреть её нормальную работу несложно, сначала следует проверить, не виновато ли другое оборудование. Основные этапы поиска неполадок:
Этап поиска | Из чего состоит |
---|---|
Измерение давления на входе в резервуар | Нормативный показатель 0,15 — 0,2 МПа, при его несоблюдении меняют или чинят перекачивающее устройство |
Исследование скважины, колодца или водопровода | Если перекачка воды из одной ёмкости в другую проходит нормально, виноват источник водоснабжения |
Контроль реле | После регулировки прокачка должна автоматически остановиться |
Осмотр труб | Предварительно закрывают кран, расположенный после бака — если течь находится дальше, постепенно действие системы нормализуется. |

Почему давление упало
Этот сбой в расширительном баке может провоцироваться:
- Ниппелем.
- Фланцем.
- Слишком слабым внутренним напором.
Протечку под фланцем можно попытаться устранить, затягивая крепления. Однако это редко даёт долговечный серьёзный результат. Точная проверка рабочих показателей возможна при помощи автомобильного манометра. При отсутствии давления нужна подкачка воздуха.
Проверка корпуса проводится с помощью мыльной пены. Вместо неё можно применять шампунь или иное пенящееся косметическое средство. Продувая оборудование компрессором, легко заметить, какой участок дал трещину. Внимание: обследуют всё последовательно, небольшими шажками.
Нарушения на внешней оболочке конструкции, однако, встречаются нечасто. Гораздо вероятнее сбой в работе мембраны. Но, когда поверхность всё же потекла (пробита, проржавела), единственный вариант — менять резервуар полностью. Ремонт исключительно сложен и дорог, да и ненадёжен.

Признаки проблем с «грушей»
Сбои в этом узле можно подозревать, если:
- насос стал включаться слишком часто;
- подача идёт неравномерно, возникают рывки;
- вода сочится под воздушным клапаном.
Проверить, что пропускает струйки именно груша, легко — даже нет надобности разбирать корпус гидробака. Начинают с настройки реле, которому надо задать режим перекачки при наименьшем давлении. Поступать новые порции жидкости будут практически беспрерывно.
Если нет желания манипулировать реле, можно принудительно запустить систему. Далее подход один — выждать от 10 до 30 минут, после чего вывернуть ниппель. Обнаруженная внутри него вода однозначно говорит: лопнула именно груша. Починить её нельзя, обязательна замена.

Что предпринять
Так как рабочая камера — типичный «расходник», можно смело брать подходящую по характеристикам модель. Разницы между товарами от разных производителей нет. Учитывать надо только:
- объём отсека;
- сечение патрубка для подсоединения к водопроводу;
- габарит и размещение отверстий на мембране, чтобы она закрепилась на фланце.
Ещё один нюанс: мешок под ГВС обычно стоит дороже, так как используются более продвинутые материалы. Под холодное водоснабжение дорогостоящую грушу приобретать нерационально.
Во время осушения системы можно обнаружить ещё один признак сбоя: выходящий из сливного отверстия воздух. Следующие шаги таковы:
- выворачиванием ниппеля сбросить давление;
- открутить гайки, удерживающие фланец и горловину;
- вынуть пострадавшую мембрану;
- обезжирить все поверхности;
- обмазать контактные площадки герметиком;
- собрать гидроаккумулятор;
- вновь состыковать его с водопроводом;
- установить подходящие давления (чаще всего 1,5 атм на пуск, от 2 до 3 на торможение);
- основательно промыть контур — слив воды должен продолжаться не менее часа.
Взявшись за серьёзную починку гидробака, следует попутно проверять корпус внутри. Если обнаружатся засоры или корродировавшие участки, их зачищают, отмывают, сушат, затем обрабатывают защитными средствами.
Помните: не всякая мембрана маслостойкая. При отсутствии такого упоминания или прямом запрете изготовителя нельзя обеспечивать антикоррозийную защиту маслосодержащими смесями.
Профилактика сбоев
Чтобы ни один литр воды не расходовался зря, следует озаботиться исправностью оборудования сразу, не дожидаясь дефектов. Визуальная проверка позволяет обнаружить утечки и завышенное давление. Эту процедуру проводят каждые 1–2 месяца.
Полную ревизию гидробака следует выполнять не реже 1 раза за полгода. Особое внимание следует уделить устройствам, проработавшим 3 года и более. Комплексная профилактика в этом случае включает замену мембран даже при внешнем благополучии.
Среди остальных деталей желательно почаще менять фланцы, ниппели. Крайне желательно устанавливать запчасти тех же марок, соответствующие спецификациям.

Что ещё стоит учесть
Повреждения корпуса гидроаккумулятора устраняются с большим трудом. Это требует тщательной пайки металла. В основном не связываются с подобным занятием, а сразу меняют приспособление на новое. Слабость напора при нормальном давлении в накопителе = вина водопровода.
В случае ослабления фланца полная замена нужна только при неудаче с подкручиванием болтов. Средний срок службы мембран — 5 лет, то есть примерно с 4-го года использования её надо проверять чаще прежнего.
Пытаясь восполнить недостаток давления, не увлекайтесь чрезмерно. Если превышен номинальный показатель, срабатывает подрывной клапан, и система сама отключится. Обход такого ограничения грозит разрывом стенок. Избегайте также падения давления менее 1 атм.
