​Устройство автобуса МАЗ 103

Модельный ряд автобуса МАЗ 103 на примере 465 модели и 103 486. Основные технические характеристики и руководство по эксплуатации.

Генератор МАЗ 103 и силовая установка

Электрооборудование автобуса представлено двумя сухозаряженными аккумуляторами 6СТ-190А. Генераторная установка характеризуется напряжением в 28В и током 108А. Тип генератора МАЗ 103 зависит от модели двигателя машины:

  • На ММЗ Д 260.5 устанавливают генераторы модификации 8152.3701 или ГЗООО;
  • Для RENAULT MIDR модели 06.02.26 подходят 2 устройства VALEO каждое по 60 А;
  • Моторы Deutz или Mercedes-Benz требуют установки генератора Bosch.

Ранее автобусы оснащали несколькими вариантами двигателей МАЗ 103. От моторов ЯМЗ-236, а также ММЗ Д-260.5 решено было отказаться из-за шумности и невысокой мощности. Кроме того, они имели внушительные размеры и вес. Возникли сложности и с подбором трансмиссии, совместимой с ярославским силовым агрегатом.

Автобус МАЗ 103 генератор

Сегодня двигатель МАЗ 103 – это агрегат Deutz или Mercedes-Benz. Комплектующие имеют большой ресурс, а также повышенный срок службы. По желанию покупателей устанавливают двигатели ММЗ. Немецкие силовые агрегаты отличаются соответствием экологическим нормам и высокой степенью надежности. Обычно комплектуются КПП Voith и ZF.

Работа радиаторов и отопителей МАЗ

Современный радиатор МАЗ 103 располагается в моторном отделении. Помещен над двигателем вдоль левой части автобуса. Устройство оснащено вентилятором на гидравлическом приводе и насосом шестеренного типа. Последний превращает вращение вала в энергию жидкостного потока. Охлаждение радиатора МАЗ 103 осуществляется за счет воздухозаборника, продувки вентиляторами и люка отсека.

Транспортное средство оборудовано двухконтурной отопительной системой. В первый контур входят трубопроводный кран и отопитель МАЗ 103. Система используется для обогрева водительской зоны. Второму контуру отведена роль обогрева салона транспортного средства.

Водительская кабина и панель приборов МАЗ 103

В салоне МАЗ 103 применена трехрядная планировка, вмещает 100 человек, из которых 21-28 могут ехать сидя. Двери оборудованы пневмоприводом с клапаном открывания внутри и снаружи при аварийных ситуациях.

салон маз 103 автобус

Кабину МАЗ 103 отличает удобное расположение органов управления автобусом. Перед водителем располагается приборный щиток, сюда выводятся показания:

  • О количестве оборотов двигателя;
  • Давлении в системах;
  • Напряжении;
  • Скорости;
  • Температуре охлаждающей жидкости;
  • Давлении масла.

В кабине МАЗ 103 размещены кнопки, с помощью которых шофер регулирует освещение и работу дверей, систему вентиляции, остановочный тормоз и прочие агрегаты.

обзор автобус маз 103

В нашей компании представлен большой выбор запчастей для автобусов МАЗ 103 по демократичной цене. При необходимости замены деталей и расходных материалов вы может получить консультацию о монтаже и совместимости деталей. Заказы на комплектующие обрабатываются быстро, доступна и оперативная доставка в любой город страны.

Технические характеристики

При первом же осмотре можно заметить, что уровень пола в автобусе понизился. Все из-за того, что двигатель расположен в задней части, поэтому посадка пассажиров значительно упрощена. Кроме того, транспорт стал более комфортным.

Что любопытно, конструкция оснащена крепким цельнометаллическим кузовом, это формирует надежный «скелет» автобуса. Так же в транспортном средстве присутствует система автоматического пожаротушения.

Следует добавить, что автобусы поколения МАЗ 103 могут развивать максимальную скорость 110 км/ч.

МАЗ 103 65

Салон

Что касается числа сидячих мест, то оно имеет разницу от 21 до 39. Хотя общая вместимость пассажиров будет больше в несколько раз. В результате транспорт в часы пик способен вместить до ста человек.

Нужно добавить, что кресла в автобусе раздельные, они размещаются в четыре ряда. Сдвоенные посадочные места идут по левому борту, а одиночные по правой стороне.

Если заглянуть в зону для водителя, то тут ничего сверх естественного. Хотя есть все необходимое для удобной работы водителя: универсальная панель приборов и комфортное кресло.

Общее описание

Кузов троллейбуса МАЗ-103Т – цельнометаллический, вагонного типа, несущий. Боковины и крыша изготовлены из цельнотянутого стального оцинкованного листа, передняя часть – стеклопластиковая. Стекла – вклеенные, что положительно влияет на жесткость кузова. Имеются три двери сдвижного типа (для пассажиров две двустворчатые двери и задняя половина передней двери, передняя половина передней двери – для водителя). На троллейбусе предусмотрена блокировка движения при открытых дверях.

В качестве рейсоуказателя используется электронное табло. Переднее табло расположено на передке троллейбуса над ветровым стеклом, боковое — над боковыми стеклами между передней и средней дверью, заднее — на задке троллейбуса над задним стеклом. Все машины оборужованы речевыми информаторами.

Сиденья расположены по трехрядной схеме, что делает салон троллейбуса просторным для сидящих пассажиров. По левому борту расположены сдвоенные сиденья. По правому борту – одиночные. Напротив средней двери имеется большая накопительная площадка.

Привод дверей – пневматический, производства фирмы Festo либо Camozzi. Привод оборудован клапаном аварийного открывания внутри троллейбуса над дверью и краном аварийного открывания снаружи, сбоку от дверей.

Отопление осуществляется с помощью электрических печей. Высоковольтное оборудование троллейбуса включает блоки отопителя кабины и отопителей салона. Отопители состоят из высоковольтного блока нагрева, вентиляторов обдува и элементов, защищающих отопители от перегрева. Нагревательные элементы и вентиляторы имеют две ступени работы, соответствующие высокой и пониженной скорости нагрева и обдува. Отопители имеют мощность 9 кВт. Нагревательные элементы поддерживают температуру 60-70 °С.

Силовой тяговый привод троллейбуса предназначен для трогания с места, остановки и управления скоростью троллейбуса. За счет импульсного регулирования напряжения на якоре электродвигателя с начальным током 40-50 А обеспечивается плавное трогание троллейбуса. Посредством автоматического последовательного включения режимов ослабления возбуждения двигателя обеспечивается бесступенчатое регулирование скорости. Плавная регулировка тормозного тока позволяет дозировать усилие электродинамического тормоза.

Тяговый электродвигатель – постоянного тока модели ДК-211БМ мощностью 170 кВт. Он расположен по левому борту под углом к продольной оси троллейбуса.

В основном силовое электрооборудование вынесено на крышу. В двух продольных металлических ящиках размещены блок силового тягового привода, статические преобразователи с 550 В на 27В и 380 В, переключатели полярности, контакторы хода и торможения, блок заряда, блок резисторов (тормозных, демпфирующих, ослабления поля), промежуточные реле, низковольтная часть тиристорно-импульсной системы управления.

Компрессор Varis VZ540 приводится асинхронным электродвигателем мощностью 3 кВт, который питается переменным током с напряжением 380 В. Расположен слева в заднем свесе троллейбуса. Компрессор имеет два режима работы, отличается высокой производительностью и низким уровнем шума.

Для питания системы рулевого управления устанавливается гидростанция немецкой фирмы Bosch. По правому борту за второй дверью на выдвижной платформе смонтированы гидравлический электронасос, масляный бак, клапаны расхода и давления.

Для питания низковольтного оборудования используются две группы аккумуляторных батарей 9НКЛБ-70. Они подзаряжаются от статического преобразователя с 550 на 28 В, установленного на крыше.

Задний ведущий мост выполнен по классической схеме с двойной разнесенной главной передачей и смещенным от поперечной оси моста редуктором. Он состоит из картера, центрального редуктора, механизма блокировки дифференциала, планетарных колесных передач и колодочных тормозов. Чтобы обеспечить низкий пол в салоне, картер редуктора заднего моста максимально смещен к левому колесу.

Задняя подвеска троллейбусов — зависимая, пневматическая на 4-х пневмобаллонах с четырьмя амортизаторами. Задний мост шарнирно связан с кузовом системой реактивных штанг, состоящей из двух нижних реактивных штанг и одной верхней V-образной реактивной штанги. Реактивные штанги воспринимают усилия от реактивного и тормозного моментов и передают тяговое усилие.Для гашения колебаний, возникающих при движении троллейбуса по неровностям дороги, в подвеске установлены четыре гидравлических амортизатора двустороннего действия телескопического типа. Передняя подвеска — независимая, пневматическая на 2-х пневмобаллонах с двумя амортизаторами.

Троллейбусы оборудованы рабочей, стояночной, запасной, вспомогательной тормозными системами и остановочным тормозом, а также выводами для контроля и диагностики пневмосистемы и питания других потребителей сжатым воздухом. Рабочая тормозная система состоит из колесных тормозов (воздействует на тормозные механизмы всех колес) и электродинамического тормоза тягового электродвигателя. Рабочая тормозная система оснащена антиблокировочной системой (ABS). Задний контур может быть по требованию заказчика оснащен дополнительно потивобуксовочной системой (ASR). Стояночная и запасная тормозные системы воздействуют на тормозные механизмы заднего моста, которые приводятся в действие тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами. Привод пружинных энергоаккумуляторов — пневматический, двухконтурный.

Остановочный тормоз воздействует на тормозные механизмы заднего моста. При включении остановочного тормоза кнопкой, находящейся на панели приборов, или автоматически при открывании любой из дверей автобуса, воздух под давлением подается в тормозные камеры заднего моста.

Основные характеристики троллейбуса

Максимальная конструктивная скорость, км/ч 73,8
Пассажировместимость всего, чел 92
Мест для сидения 25
Площадь для размещения стоящих пассажиров, м² 8,4
Внутрення высота салона в среднем проходе, мм 2380
Высота первой ступеньки над уровнем дороги, мм 360
Высота пола над уровнем дороги, мм 360 — 520
Полная масса не более, кг 18000
Нагрузка на переднюю ось, кг 6500
Нагрузка на заднюю ось, кг 11500
Габаритные размеры, мм 11985х2500х2860
Колесная база, мм 6140
Колея передней оси, мм 2048
Колея задней оси, мм 2125
Передний свес, мм 2465
Задний свес, мм 3380
Дорожный просвет, мм 300
Наружный радиус поворота, м 11,3
Продольный радиус проходимости, мм 17560
Максимальный подъем, преодолеваемый троллейбусом с полной массой, %, не менее 30
Передаточное число моста 9,26
Количество колес 6
Шины 11/70R22,5
Подвеска
Передняя Независимая, пневматическая, двухбаллонная с двумя регуляторами положения кузова
Задняя Зависимая, пневматическая, четырехбаллонная с двумя регуляторами положения кузова
Тормоза
Рабочий Пневматический, с автоматической регулировкой зазоров между колодками и барабанами, с ABS и ASR
Стояночный На механизмы задней оси
Электродвигатель тяговый
Модель ДК-211БМ
Мощность, кВт 170
Номинальное напряжение двигателя, В 550
Частота вращения номинальная, об/мин 1700
Частота вращения максимальная, об/мин 1700
Ток якоря номинальный, А 340
Система управления Тиристорно-импульсная
Частота регулирования напряжения питания цепей управления, Гц 25 — 500
Электродвигатель компрессора
Тип питания Переменный трехфазный
Напряжение питания, В 380
Мощность, кВт 3
Частота напряжение питания, Гц 50

Руководство по эксплуатации

Что касается силовой установки, то двигатель находится в заднем свесе. Он располагается под углом 9 градусов к продольной оси автотранспорта. Получается, что он находится слева в вертикальном моторном отсеке. Двигатель занимает достаточно много места, но благодаря четырем опорам безопасно прикрепляется к каркасу.

Следует также отметить, что имеется жидкостная система охлаждения. Она соединена с системой отопления всего салона, а также с местом водителя.

Руководство по эксплуатации. Книга 1

Руководство по эксплуатации содержит сведения о конструкции, характеристиках троллейбуса МАЗ 103Т, его составных частей и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования.

Формат материала — pdf. Размер — 988 KБ

Цена и преимущество

Приобрести автобус можно на автомобильном рынке. С 2017 года начальная цена идет от 7 500 000 рублей. Транспорт, конечно, не особо выделяется на фоне других аналогов. Однако он все же может похвастать следующими достоинствами:

  • системой пожаротушения;
  • достаточным отоплением салона;
  • подогревом двигателя;
  • наличием громкой связи и множеством других функций, которые имеют современные машины.

МАЗ 103

Автобус удачно соединил в себе комфорт, удобство и оптимальную стоимость. Наверное поэтому транспорт пользуется огромным спросом не только в России. Удивительно, но он знаменит в европейских странах, а также в Белоруссии и Украине.

Электрооборудование троллейбуса

Пульт управления и индикации троллейбуса

Пульт управления троллейбусом, расположение элементов управления, индикации и сигнализации. Назначение выключателей и переключателей в кабине водителя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...