Расшифровка МТЛБ, звучит как многоцелевой тягач легкий бронированный, на сленге часто называемый «мотолыгой». Технические характеристики вездехода позволяют доставлять грузы и личный состав при относительной безопасности
Фотогалереи
Фото снегоболотохода МТЛБ из различных ракурсов и с разными модификациями.
Источник: http://atvmtlb.ru/photo.html
Создание машины
1960-е годы ознаменовались осознанием в среде генералов того, что принятые на вооружение тягачи не соответствуют многим нормам безопасности. Вспомнив о распространенном в начале 1940-х бронированном тягаче «Комсомолец» и учтя опыт участников Второй мировой войны, запущен процесс проектирования нового образца тягача, способного защитить себя и расчеты в случае внезапной атаки.
Для большей экономии и быстроты работы принято решение о проектировании модели на базе уже существующей и запущенной в серию машины. Ей оказался МТ-Л, тягач на гусеничном ходу с отличными тактико-техническими характеристиками, для которого оставалось только доработать броневую защиту. В 1964 году начались войсковые испытания машины, а еще через пару лет образец оказался на вооружении Советской армии.
Производство тягача и вездехода было налажено на Харьковском тракторном заводе, известном, прежде всего, военной продукцией. Боевое крещение машина приняла в Афганистане, и сразу же в армии начались разговоры о «бесполезности» этой машины. Причина этого в неправильном использовании МТЛБ. Армейцы, называя машину «барахлом», сравнивали машину с БМП и БТР.
Между тем, рассматриваемый образец находится в другом классе военного транспорта. В этом то «мотолыге» не оказалось равных.
Противопульная броня неплохо защищала личный состав и перевозимые припасы, а в случае неожиданной атаки в дело вступал 7,62-мм пулемет.
После развала СССР основное производство этой необходимой для армии техники оказалось за границей, в независимой Украине. Это создало многие сложности в закупке новых единиц и в ремонте стоящей на вооружении техники.
Правительством было принято решение развернуть создание МТЛБ в городе Муром, на базе предприятия «Муромтепловоз». Заводчане прониклись идеей, и именно там было рождено большое количество модификаций и экспериментов с размерами и габаритами.
Боевое применение этой машины продолжилось в конфликтах конца ХХ и начала ХХI веков. Широко применяли ее во время Первой Чеченской компании, причем обе стороны. Связано это с распространением этой машины, а так же интересным юридическим казусом.
По международным законам и соглашениям об ограничении вооружений, МТЛБ не попадает под запреты. При этом для специфичных боевых действий, как партизанская и контр партизанская война устройство подходит идеально. Используют ее и в продолжающихся столкновениях в Сирии и на Украине.
Источник: http://WarBook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/mtlb/
Гусеничный вездеход МТЛБ (МТЛБу)
Многофункциональный вездеход МТЛБ создан для буксирования прицепов, суммарная масса которых достигает 6.5 тонн, а также для монтировки разноплановых установок, транспортировки тяжелого груза и людей, обеспечения иных транспортных задач. Активно использовался в армии СССР в качестве тягача для орудия артиллерии, а также для транспортировки экипажа.
За счет своей многосторонности гусеничный вездеход МТЛБ нашел свое применение и у госслужб. Особую известность получил у населения, проживающего на крайнем севере и в малодоступных окрестностях. Отличная проходимость по заснеженной, песчаной и болотистой территории.
Источник: http://mtz-80.ru/bez-rubriki/mt-lb-tehnicheskie-harakteristiki-bronetransportera-mtlb
Гусеничный вездеход-тягач
В 1964 году с конвейера в Харькове сошел первый легкий бронированный многоцелевой тягач. МТЛБ (в народе «Мотолыга»), по понятным причинам, не имел толстой брони и имел отличное от БМП или БТР техническое описание.
Он применялся исключительно для перевозки пассажиров, артиллерийских орудий, при устранении последствий чрезвычайных ситуаций или как санитарная машина. Сейчас он используется геологами, разведкой, охотниками и рыболовами в труднопроходимых местностях, при обустройстве дорог или транспортировки прицепов.
Источник: http://spectechzone.com/tekhnika/kommunalnye/kommunalnaya/bunkerovoz/10409.html
Конструкция МТЛБ
Корпус машины состоит из нескольких броневых листов толщиной несколько миллиметров, эффективно броня защищает только от осколков и стрелкового оружия. Это же дает плюс, тягач обладает высокой плавучестью и проходимостью. При весе всего 9,7 тонн это не вызывает удивления.
Корпус внутри вместительный и удобный, как для экипажа, так и для пассажиров, это главная особенность параметров, как и низкий силуэт.
Компоновка состоит из трансмиссионного отделения, располагающегося в носовой части. Отделения управления впереди, здесь же установлена башенка с пулеметом, который находится в ведении командира машины. Моторный отсек и отделение для грузов и пассажиров находятся, соответственно, в середине и конце тягача.
Движение обеспечивает 8-ми цилиндровый дизель ЯМЗ-238В мощностью 240 лошадиных сил. Подвеска независимая, торсионного типа. Управление осуществляется, как на всей советской гусеничной технике, с помощью рычагов. Место механика-водителя мтлб приспособлено для управления всей электроникой в машине. С помощью щитка приборов можно наблюдать за всеми электронными и механическими системами.
В разработанных для севера конструкциях установлена дополнительная печка. Гусеницы, имеющие ширину 350 мм, обеспечивают отличное прохождение практически по любому покрытию.
Они же, благодаря движению, позволяют плавучей конструкции сравнительно быстро перемещаться по водной поверхности. Играет роль небольшая, всего 9,7 тонн, масса аппарата. Но за все нужно платить, в данном случае расходом топлива. Кушает аппарат 80-100 литров топлива на 100 километров.
Источник: http://WarBook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/mtlb/
Где можно купить МТЛБ
Купить МТЛБ можно у завода изготовителя «Алтайский трактор». Данную технику можно заказать «с нуля» либо с консервации с предпродажной подготовкой.
Ценовой аспект МТЛБ
Ценовой сегмент напрямую зависит от навесного оснащения и от укомплектования. Стоимость «с нуля» стартует от 2 950 000 рублей. К тому же цена будет варьироваться, исходя из года изготовления и совокупного состояния.
Если приобретать с консервации, то цена МТЛБ будет начинаться от 1 390 000 рублей. Если покупать с полным укомплектованием и в работоспособном положении, то цена МТЛБ стартует от 1 550 000 рублей.
Источник
МТЛБ
Источник: http://mtz-80.ru/bez-rubriki/mt-lb-tehnicheskie-harakteristiki-bronetransportera-mtlb
Фото МТЛБ
(10 фотографий)









Фото МТЛБУ в летнее время года
Источник: http://atvmtlb.ru/photo.html
Чем отличается вездеход МТЛБ-В от МТЛБ?
Это абсолютно одинаковые вездеходы, разница лишь в том, что на МТЛБ-в установлена широкая снегоболотоходная гусеница 560 мм., а на МТЛБ установлена узкая гусеница 360 мм или РМШ (резино-металлический шарнир) также шириной 360 мм.
Поэтому любой вездеход МТЛБ на широкой гусенице по сути – это МТЛБ-в, но все по привычке называют его МТЛБ (“эм-тэ-эл-бэ” или “эмтээлбэшка”). Также за ним закрепилось название “мотолыга (“маталыга”).
Источник: http://girtek.ru/catalog/crawler/mtlb/vezdehod-mtlb/
Модификации
За прошедшие годы советские, российские, украинские и польские конструкторы изобрели достаточное количество модификаций.
Самые популярные модели:
- МТЛБВ или снегоболотоход – используется в основном в северных регионах. Расстояние между гусеницами шире, чем у базовой модели, для меньшего давления на землю.
- МТЛБВ – для народного использования.
- МТ-ЛБВМ – с установленным зенитным пулеметом с калибром 12,7 мм.
- МТ-ЛБВМ1К – для работ на большой высоте над уровнем моря. Мощность мотора 310 л.с.
Тягач МТЛБу прочный, надежный и универсальный.
Силовой агрегат | ЯМЗ-238Н |
Мощность, л.с. | 300 |
Расход горючего, л.с. (100 км) | 100 |
Вес, кг | 11500 |
Предельная грузоподъемность, кг | 4000 |
Предельная скорость, км/час | 61,5 |
Предельное количество человек, которое он может вместить – 18.
Источник: http://spectechzone.com/tekhnika/kommunalnye/kommunalnaya/bunkerovoz/10409.html
Место работы
МТЛБ является типичной машиной «рабочего» типа. В культуре и обыденной жизни обыватели немного знают о существовании этого многоцелевого тягача, а уж тем более как расшифровывается аббревиатура.
Для связанных с работой в тяжелых условиях севера или военных, без этой машины сложно представить нормальную службу или работу.
Грузоподъемность и вместительность, безотказность в эксплуатации, сравнительно дешевые запчасти и простой ремонт дают неоспоримые преимущества гусеничному вездеходу МТЛБ перед конкурентами, как среди бойцов вооруженных сил, так и среди геологов Транснефти из ХМАО. Модификации можно увидеть в фильмах и на постаментах в Сибири и на Дальнем Востоке, в краях, где суровые люди делали суровую работу на этих суровых машинах.
Источник: http://WarBook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/mtlb/
Фото МТ-ЛБ
Стрела-10
МТ-ЛБВМК
РЛС СНАР-10М1
СПТРК «Штурм-С»
Польский самоходный минный заградитель ISM Kroton на базе гусеничного бронетранспортера Opal II (модернизированный лицензионный вариант МТ ЛБ)
Польская бронированная машина инженерной разведки и разминирования TRI-D Durian на базе гусеничного бронетранспортера Opal I (модернизированный лицензионный вариант МТ ЛБ), буксирующая прицеп с удлиненными зарядами разминирования UZR-3
Источник: http://oruzhie.info/bronetekhnika/857-mt-lb
Видео
- МТ-ЛБР6 с боевым модулем «ЗТМ-1» на YouTube
- МТ-ЛБР7 с боевым модулем «Штурм» на YouTube
- САМЫЙ КРУТОЙ ВЕЗДЕХОД!!! (Russian rover) на YouTube [55]
Источник: http://wiki2.org/ru/%D0%9C%D0%A2-%D0%9B%D0%91
Видео
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
Источник: http://WarBook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/mtlb/
Видео
В видео показана работа техники.
Источник: http://spectechzone.com/tekhnika/kommunalnye/kommunalnaya/bunkerovoz/10409.html
См. также
- Стрела-10
- 2С1
- БТР-50
Источник: http://wiki2.org/ru/%D0%9C%D0%A2-%D0%9B%D0%91
Использование в воинских частях
Поставленные в армейские части вездеходы впервые приняли участие в боевых действиях в ходе войны в Афганистане. После распада СССР транспортеры достались бывшим союзным республикам и использовались в локальных конфликтах. Машины предназначались для доставки грузов, боеприпасов для минометов или артиллерии, а также эвакуации раненых. Бронирование корпуса выдерживало попадание пуль, выпущенных из автоматов Калашникова на любом расстоянии. Установленный в башне пулемет использовался для защиты экипажа вездехода или расчета буксируемого орудия.
Вездеходы не входили в штат мотострелковых батальонов (МСБ), но часть применялись для перевозки личного состава. Во время Афганской войны часть машин прошла полевую модернизацию. Например, буксируемый миномет «Василек» устанавливался в грузовой платформе, что противоречило требованиям руководства по боевому применению, но повышало маневренность огневой точки. Возимый боекомплект располагался внутри корпуса, а также крепился на внешней стороне листов вместе с дополнительным имуществом экипажа.
Источник: http://SpecMahina.ru/vezdehod/voennyy-mtlb-motolyga.html
Плюсы и минусы
Преимущества техники:
- доступность запасных частей для двигателя;
- конструкция мотора допускает проведение капитального ремонта;
- простая конструкция ходовой части и трансмиссии;
- предусмотрен пониженный ряд в коробке передач;
- помимо стандартных гусениц, могут устанавливаться ленты с увеличенной шириной звена.
Недостатки вездехода:
- слабое вооружение армейских модификаций;
- тонкая броня днища разрушается при наезде на мину;
- течь топлива через соединительные магистрали.
Недостатком вездехода является и тесная кабина, в которой установлены неудобные сидения и не предусмотрен кондиционер. Расположенный позади мест водителя и пассажира двигатель нагревает кабину, шумоизоляция задней стенки отсутствует. Используется гражданский дизель, который медленно реагирует на воздействие на педаль газа, при быстром переключении на пониженную скорость на болотистой местности мотор не успевает набрать обороты, что приводит к застреванию.
Источник: http://SpecMahina.ru/vezdehod/voennyy-mtlb-motolyga.html